19 окт. 2011 г.

Разбираемся с Modulation Matrix в ES2

Матрица модуляции является основной частью функций и возможностей ES2 и EXS24.


Вступление

Модуляция - жизненно важная часть творческого потенциала любого синтезатора, добавляющая низкочастотную составляющую LFO в фильтры, усилители, генераторы огибающей и другие источники сигнала. Действительно, о своем синтезаторе, в котором всего несколько базовых инструментов, вы можете судить только по возможностям его модуляции. С другой стороны, полноценный синтезатор имеет много источников, которые свободно переназначаются с помощью Матрицы модуляции. И что не удивительно, в Logic входят два инструмента: ES2 и EXS24, которые имеют впечатляюще гибкую Матрицу, называемую Router (маршрутизатор).

Этот практикум даст возможность более пристально посмотреть на её особенности. Исследуя способы прохождения сигнала, мы рассмотрим некоторые необычные виды модуляции, такие как сайдчейн, случайный разброс нот и качающиеся басовые линии.


Сущность Матрицы
 

Матрицу можно найти в нижней части обоих инструментов. Она имеет длинную линию слотов модуляции для каждого из параметров Target, Via и Source вместе с интенсивностью, отображаемой зеленым треугольником. Проложить маршрут модуляции довольно просто: из всплывающего списка слота Target выберите цель (тот параметр синтеза, который хотите промодулировать), а из такого же списка Source выберите источник (например, LFO или огибающую). (Рисунок 1).


Во взаимодействии интенсивности модуляции с текущими параметрами синтеза есть одна тонкость. Чтобы его лучше понять, давайте посмотрим на базовый звук баса в дорожке 1. Во-первых, задайте Cut 1+2, модулируемый Envelope 2. Отрегулируйте интенсивность с помощью зеленого треугольника справа от маршрутизатора. Кажется, что модуляции нет даже в верхнем положении ползунка. Это происходит потому, что модулируется отсечка (cut-off), которая на данный момент установлена в верхнее положение. Поэтому, чтобы услышать модуляцию, вы должны опустить значение cut-off хотя бы наполовину. (Рисунок 2).



Качающиеся басы

Заключительную часть головоломки Матрицы составляет параметр Via, находящийся посередине между Target и Source. Короче говоря, этот параметр позволяет интегрировать другой источник модуляции как средство воздействия на имеющуюся модуляцию. Для иллюстрирования эффекта Via, давайте к нашему басовому звуку добавим характерный «качающийся дабстеп». Сначала проложим другой маршрут, на этот раз подключив темпо-зависимый LFO2 (выберите триоль 1/8), который управляет Cut 1+2. (Рисунок 3).




В данный момент динамической модуляции звука не происходит, поскольку значение «качания», задаваемое ползунком интенсивности, фиксировано. Чтобы раскачать звук, из всплывающего списка слота Via выберите параметр ModWhl. Обратите внимание, как изменился ползунок, который теперь показывает два элемента: зеленый и оранжевый. Зеленый треугольник выставляет основной уровень модуляции (это - минимальное положение колеса модуляции), в то время как оранжевый выставляет максимальный уровень, задаваемый источником Via (это – максимальное положение колеса модуляции). (Рисунок 4).

 

Проигрывайте вновь созданный звук, увеличивая число колебаний фильтра колесом модуляции. Конечно, для этого эффекта вам не обязательно использовать означенное колесо. Можно подойти к этому иначе, используя скорость нажатия на клавиши вашей клавиатуры: чем сильнее удар, тем больше колебания. Также вместо этого можно использовать одну из случайных волн LFO 'sample-and-hold' на LFO1, когда количество колебаний меняется во времени (рисунок 5).



Творческое мышление

Ключ к творчеству заключается в тщательном анализе и приложении различных источников модуляции. Говоря проще, основными источниками модуляции являются два LFO и три генератора огибающей. Это сами по себе мощные инструменты, особенно учитывая способность синхронизации с темпом LFO2, который для усиления эффекта может быть пропущен через фильтр или усилитель.

При ближайшем рассмотрении, списки модуляции Source раскрывают несколько интригующих моментов. Два моих любимых источника – два параметра случайного разброса нот RndNO1 и RndN02. В отличие от упомянутых форм волны LFO 'sample-and-hold', которые возвращают поток разбрасываемых значений с задаваемой LFO скоростью, источники RndNO1 и RndN02 дают новый разброс при очередном нажатии клавиши. Наличие этих двух источников предоставляет вам уникальную возможность эффективно управлять двумя значениями каждой ноты, которые, в свою очередь могут быть промодулированы своей уникальной целью. В списке секвенции на дорожке 3 возьмите звук баса, который для модулирования отсечки и резонанса использует два генератора случайных значений (рисунок 6).

 


Разрыв цепи

Другой источник модуляции – опция SideCh, которая позволяет модулировать параметр ES2 с помощью внешнего звукового сигнала, подаваемого на вход через боковые цепи. Вернитесь к паду на дорожке 2 и направьте любой звук Ultrabeat на Bus 3. Теперь, заглушите его так, чтобы он не был слышен на выходной шине микса. В случае с ES2, на дорожке 2 установите его входную боковую цепь так, чтобы он читал Bus 3. Добавьте новый маршрут модуляции - используя Cut 1 +2 как Target (цель) и SideCh как Source (источник) – и обойдите (bypass) все cut-off (отсечки) модуляции (маленький корешок b/p) (рисунок 7).


Увеличивайте модуляцию, пока не услышите работу фильтра боковой цепи (сайдчейна). С технической точки зрения модуляция – это вид огибающей – следящий фильтр с широкой входной динамикой (следовательно, ударные будут удачным выбором в качестве источника звука). Добавляйте и другие виды отсечки, прослушивая их комбинации (темпо-зависимые LFO, огибающие и боковая цепь) на предмет удачного сочетания.


Конечный пункт назначения

Пока что наше исследование было несколько консервативным, поскольку мы использовали самого очевидного кандидата – Cut-off фильтр. Однако, как и в случае с другими источниками модуляции, можно рассмотреть гораздо больше параметров Target. Было бы заманчиво разобрать весь список, но давайте остановимся на основных параметрах и достигаемых с их помощью результатах.

Помимо того, что модулируется тон сразу трех осцилляторов - Pitch 123 – вы также можете модулировать его и по отдельности для Pitch 1, Pitch 2 и Pitch 3. Это может показаться весьма трудоемким, но возможность модулирования каждого осциллятора дает интересные результаты на «расстроенных» лидах и падах. С помощью различных настроек LFO и скорости, можно эффективно создавать псевдо-случайный тон, дрейфующий между осцилляторами – например, один осциллятор использует быстрое, более яркое вибрато, при этом другой медленно покачивается (рисунок 8).



На волне

Учитывая табличную структуру синтеза ES2, стоит рассмотреть такие параметры вкладки Targets, как Osc1Wave, Osc2Wave и Osc3Wave, чтобы активно изменять необработанный сигнал, формируемый осциллятором. С технической точки зрения, точное влияние этого параметра зависит от цели – выбранного в данный момент сигнала. Если вы опираетесь на табличный сигнал (по умолчанию это синус), то сможете перемещаться по различным волнам, входящим в ES2. В этом случае, для достижения тонкого эффекта используйте небольшое количество модуляции, иначе на выходе вместо ясного и мягко плывущего тембра получите грязную волну (рисунок 9).


Если вы используете квадратную или импульсную форму волны, Osc1 Wave модулируется тем, что обычно называется Широтно-импульсной модуляцией (ШИМ). ШИМ – уникальный эффект, созданный путем изменения ширины импульса или квадрата, и его стоит изучать, чтобы создавать супер-жирные лиды и пады. Попробуйте задать ШИМ-маршрутизацию звука квадрата на дорожке 4 с помощью одного из источников LFO. Даже с единственным осциллятором звук получается уникально «жирным», слегка имитирующим сдвиг фаз, происходящим при взаимном биении двух генераторов (рисунок 10).



Волшебный звук

Матрицу модуляции мы иллюстрировали на примерах ES2, но стоит помнить, что многие из описанных методов и принципов в полной мере приложимы и к EXS24. В самом деле, хотя интерфейс немного и отличается, у Sculpture есть свой порядок маршрутизации, основанный на аналогичных принципах.

Какой бы инструмент вы не использовали, модуляция формирует жизненную силу синтеза, придавая движение, динамизм и реактивность даже самым базовым звукам. Освоение таких инструментов, как ES2 или EXS24 (или синтеза в целом) дает существенное понимание работы модуляции, будь это несколько простых огибающих или сложная связь MIDI-контроллеров, разнообразные LFO и другие источники, формирующие входной сигнал радикальным и динамическим путями. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------
P.S Выражаю огромную благодарность за помощь соратнику под ником Alex Gorvich!

Комментариев нет:

Отправить комментарий